Каждый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания оборудован выхлопной системой. Она уменьшает уровень издаваемого шума и разряжает количество образующегося дыма, снижая его токсичность. Получается комбинированный фильтр, содержащий механические и химические ступени очистки выхлопных газов. Одним из компонентов выступает резонатор. Он глушит шум, создаваемый прерывистыми газовыми потоками внутри системы. Со временем работоспособность звена ухудшается, система начинает работать нестабильно со сбоями. Чтобы восстановить ее работу, следует знать основные признаки неисправности резонатора глушителя.
Для понимания принципа работы нужно знать, как устроен резонатор глушителя. Внешне компонент выхлопа представляет собой цилиндрическую деталь, установленную в разрыв системы. Конструктивно он состоит из внешнего корпуса в виде трубки, внутри которой расположены вставки, выполняющие рассечение звука, что и создает эффект стабилизации колебаний. Чтобы понять, для чего резонатор глушителя присутствует в системе, достаточно разобраться в принципе работы ДВС. С каждым тактом он выдает очередную порцию газов в выходной коллектор, что сопровождается ритмичной вибрацией. Эти колебания резонатор должен гасить для обеспечения стабилизации работы всей системы.
В системе отведения отработанных газов устанавливают несколько звеньев. Каждое из них выполняет свои операции. Резонатору отводится функция уменьшения звука и стабилизация колебаний оборудования в процессе работы. В зависимости от получаемого эффекта в системах применяют разные конфигурации, но не стоит его путать со всем комплексом. Отличие глушителя от резонатора состоит в том, что это его составная часть.
Применяют следующие виды резонаторов глушителя по назначению:
Зная, из чего состоит резонатор глушителя, не трудно понять, какие функции выполняет эта деталь. Он пропускает через себя выхлопные газы, рассекая звуковые волны и частично поглощая их. Тем самым, снижая уровень шума до 10 раз.
При работе резонатор, как и другая деталь глушителя, изнашивается. Это связано с постоянным контактом с высокими температурами, вибрацией и агрессивными окислительными средами. Учитывая место установки, не сложно понять, почему прогорает резонатор. Частой поломкой этой детали выступает прогар гофры, корпуса или места соединителя глушителя и резонатора.
Если не поднимать автомобиль на стойки или не ставить на яму, узнать, что возник прогар резонатора, можно по характерным признакам:
Кроме прогара гофры глушителя и повреждения самого резонатора, также в устройстве возникают трещины малые и крупные. Если отверстия небольшие, то слышен звук шипения, сопровождаемый периодическими хлопками. Для обнаружения узких трещин применяют мыльный раствор или запускают в трубу окрашенный дым из портативного генератора.
Также причиной неправильной работы резонатора нередко становятся дефекты, возникшие в результате коррозии металла под действием дорожных реагентов или низкого качества применяемого металла. Любой вид разгерметизации корпуса устройства сопровождается исходящим дымом, запахом, шумом. Если металл имеет достаточную толщину или образовалась трещина, то деталь можно заварить. В других случаях требуется замена резонатора и прогоревшей гофры.
Если треснул или прогорел резонатор, симптомы поломки одинаковые. Это и других звеньев системы:
Ремонт компонентов выхлопной системы можно выполнить, если металл, из которого они были изготовлены, имеет достаточную толщину, так как восстановление выполняют наваркой заплаток. Масштаб работ и количества израсходованного материала зависит от размера повреждения. Например, трещину или точечный прогар устраняют при помощи сварки:
Диагностика и ремонт выхлопной системы осуществляется в нашем автосервисе — высококлассные мастера и выгодные цены.
Неисправности выхлопной системы не ограничиваются разгерметизацией резонатора и гофры. В состав оборудования входит глушитель, несколько соединительных труб, отводы, банки глушителя, катализаторы. Для контроля состояния выхлопного газа возле каталитического нейтрализатора установлены лямбды.
Глушителем называют элемент системы, расположенный за резонатором. Его труба высматривает из-под заднего бампера. Иногда применяют насадку с зауженным горлышком для дополнительного влияния на создаваемый при работе мотора звук. В этом компоненте возникают поломки в виде разгерметизации, которая возникает по ряду следующих причин:
коррозия от старости;
В классическом наборе оборудования выхлопной системы есть 1-2 гофры. Эти детали нужны для компенсации вибрации, создаваемой мотором при работе. Элемент делают из пружинного и одновременно термостойкого сплава. Более дорогие детали сделаны из бронзы, стальной нержавеющей оплетки в несколько слоев, которая хомутами закреплена на приварные кольца или фланцы в зависимости от способа монтажа. Компонент прогорает, как и другие элементы оборудования.
Первая деталь, в которую проникают отработанные газы из картера двигателя. Она сделана из более толстого металла, устойчивого к высоким температурам и коррозии. Крепится через медную или другую термостойкую прокладку к двигателю. Дешевая деталь из тонкого металла разрушается под действием высоких температур быстрее.
В системах отведения газов их устанавливают до 2 штук. Устройства контролируют количество оставшегося несгоревшего кислорода и передают данные на бортовой компьютер. Тот, в свою очередь, изменяет режим работы, качество смеси и прочие параметры. Неисправность датчиков чаще возникает в ненадежном контакте, его повреждении коррозией, прогаре чувствительного элемента. Иногда вместо замены его блокируют обманкой из-за высокой стоимости детали и сложностей ее работы.
Прямоточный резонатор создает меньшую нагрузку на ДВС. Чем больше площадь поперечного сечения трубы, тем легче двигателю выдавить из цилиндров отработанные газы, но усиливается звук работы мотора.
Неисправность компонентов выхлоп в виде прогара, трещин и других видов разгерметизации снижает нагрузку на мотор, но ухудшает комфорт. В десятки раз усиливается звук, возникает треск и прострелы. Ощущается неприятный удушающий запах.
Не существует определенного запрета на эксплуатацию автомобиля с поврежденным выхлопным оборудованием, но рекомендуют следовать к месту ремонта и оперативно устранять проблему, так как езда на неисправном автомобиле создает дискомфорт для других участников дорожного движения.