Сжигаемая внутри двигателя автомобиля топливная смесь образует взрывную волну, которая сопровождается выбросом сильного звука, токсичных газов и высокой температуры. Чтобы все эти факторы негативно не влияли на само авто и на окружающий мир, в конструкцию машины установлена выхлопная система, состоящая из неподвижного глушителя и гофры. Именно последняя берет на себя основные нагрузки, поэтому быстро выходит из строя. Если прогорела гофра глушителя, то это сразу заметно.
Гофра, она же виброкомпенсатор или сильфон, выполняет функцию муфты. То есть соединяет неподвижный глушитель и двигатель авто, который при работе постоянно вибрирует. Отсюда и главные аспекты функциональности этой детали.
Конструктивно деталь представляет собой металлическую гофру, которая похожа на сантехнический сильфон для канализации. С двух сторон защищена стальными оплетками. Есть модели с тремя оплетками, где третья – гибкая трубка, установленная внутрь детали.
Неисправная гофра глушителя о себе дает знать сразу.
Признаки неисправности гофры глушителя – сигнал, чтобы ее поменять на новую. Не стоит ждать, когда состояние станет критическим. При этом ремонт детали не делают.
Факторов, как определить неисправность гофры глушителя, несколько, и они разные. В основном касаются механических и эксплуатационных аспектов.
Первое – механические воздействия в виде ударов со стороны твердых предметов, которые попадаются на дороге: камни, ямы, бугры и прочее.
Второе – плохое состояние амортизационных подушек двигателя, то есть они сильно изношены. Это приводит к недостаточной фиксации последнего, что, в свою очередь, приводит к сильному растяжению гофры.
Третье – неправильно проведенный монтаж выхлопной системы, который снижает герметичность общей конструкции.
Четвертое – если забивается катализатор. Выхлопные газы начинают накапливаться, создается критическое давление в системе. Оно распирает сильфон изнутри, создается напряжение металла на стыках и в соединениях.
Пятый симптом неисправности гофры глушителя – негативное воздействие воды в дождливую и снежную погоду и химических реагентов, которыми зимой посыпают дороги. Стальные элементы виброкомпенсатора подвергаются коррозии металла, истончаются и разрушаются. Дополнительно при попадании влаги на горячую поверхность происходит резкий перепад температуры, что негативно сказывается на структуре металла, соответственно на техническом состоянии запчасти.
Шестое – используемое низкого качества топливо разрушает автомобильную деталь изнутри.
Седьмое – низкое качество самого компенсатора. По стандарту его изготавливают из нержавеющей стали толщиной 0,2-0,3 мм, у которой оптимальное соотношение прочности и эластичности. Но рынок запасных частей предлагает изделия из обычной стали, срок службы которой небольшой. Она быстро подвергается коррозии, эластичность низкая – от ударов разрывается.
Если из-под машины слышен посторонний шум, в салоне появился запах отработанных газов, значит, деталь прогорела. Убедиться можно, если ее осмотреть, загнав автомобиль на яму. Порванная оплетка, прожоги, вмятины и участки с коррозией говорят, что деталь надо менять. Второй вариант – провести диагностику на сервисе, где мастера определят, в каком состоянии находится запчасть.
В заводских условиях виброкомпенсатор соединяется с выхлопной трубой сваркой. Чтобы поменять деталь, нужно срезать ее болгаркой и отрезным диском. В автомастерской опытные слесари это сделают по месту, не снимая общую конструкцию.
Если ремонт проводится своими руками, лучше выхлопную систему демонтировать полностью, перенести на ровную поверхность и операции провести там. Главное – резку проводить ближе к сварным швам.
Глушитель отдельно устанавливается на свое место на автомобиле. К нему прикладывается новый компенсатор и проводится подгонка последнего к месту соединения, чтобы избежать будущих перекосов, которые при эксплуатации создадут нагрузки. Сильфон прихватками – 2-3 точки – присоединяется к выхлопной трубе. Затем конструкция в сборе снимается.
Проводится очистка места стыка: используется металлическая щетка и растворитель. Проводится электросварка по периметру соединения электродами диаметром 1,6-2 мм. Готовая конструкция устанавливается на место, обязательно заменяются паронитовые прокладки на соединительных фланцах между двигателем и сильфоном. Осматриваются резиновые демпферы, на которые к кузову автомобиля крепится выхлопная труба. При необходимости заменяются на новые.
«Кулибины» предлагают вариант замены без сварки.
Есть временный вариант, который даст возможность эксплуатировать машину при прогоревшей гофре. Потребуется эластичный медицинский бинт и эпоксидная смола. Первый тщательно обрабатывают приготовленным раствором второго и накладывают вокруг прогревшего участка. Через 1-2 часа наложенная заплатка затвердеет. В таком состоянии виброкомпенсатор продержится не более одного месяца.
Новую деталь выбирают по старой с учетом двух размеров: длина и диаметр. Если резка старой была проведена не по сварным швам, и небольшой патрубок остался со стороны места стыковки, это не критично. Соединение двух частей проводится внахлест – патрубок глушителя входит в компенсатор.
Чтобы не прогорала гофра глушителя и отслужила свой предназначенный срок, необходимо:
У прогоревшей гофры глушителя последствия могут быть серьезными. Как минимум, поломка выхлопной системы. Дешевле будет поменять одну деталь, чем большую конструкцию.