Владельцу автомобиля, который занимается ремонтом самостоятельно, без обращения в автосервис, важно знать о признаках неисправного ДПДЗ (общепринятая аббревиатура при обозначении датчика), поскольку данное устройство регулирует работу впускной системы двигателя внутреннего сгорания. Выход из строя этого элемента приводит к отклонениям от нормальной пропорции в смеси воздуха с топливом, впрыскиваемой в рабочие камеры мотора.
При отказе ДПДЗ, основные признаки этой неисправности состоят в резком возрастании уровня потребления бензина, заметном снижении тягового усилия двигателя.
Подробнее о том, как работает датчик. Это устройство определяет текущее положение дросселя (степень открытия), передавая полученные данные на электронный блок управления. ЭБУ фиксирует продолжительность временных отрезков, в течение которых дроссельная заслонка находится в крайних позициях, скорость ее открытия при резком нажатии водителем на педаль газа.
На основе анализа полученной информации, электроника настраивает систему зажигания, предупредительно реагируя на изменения режимов работы силового агрегата. За счет оперативного регулирования соотношения воздуха и топлива в горючей смеси поддерживается высокая динамика разгона машины.
Обработанные данные ЭБУ также использует, чтобы настроить работу круиз-контроля, систем антиблокировочного торможения, курсовой устойчивости, других удобных опций, обеспечивающих безопасность и комфорт при управлении авто.
В зависимости от особенностей конструкции, предусмотрен выпуск и применение следующих разновидностей этих элементов:
Пленочно-резистивный механизм представляет собой ползунок с контактами, перемещающийся по дорожкам с резистивным напылением под воздействием шестеренчатого привода. Напряжение в цепи изменяется в диапазоне от 0,7 до 4,5 В, по мере увеличения или уменьшения сопротивления.
Подробнее о том, как работает резистивный датчик положения дроссельной заслонки. Принцип действия этого устройства следующий:
Нормативный срок службы контактного устройства составляет около 50000 км пробега.
В работе бесконтактного датчика используется явление магнитной резистивности, но принцип действия аналогичен – отслеживание положения дроссельной заслонки по значению напряжения в цепи.
В конструкцию устройства входит индуктивная катушка, наводящая электрический ток, значения которого меняются, с учетом положения заслонки. Ввиду отсутствия трущихся деталей, ресурс магнитно-резистивного измерителя вдвое больше, чем у пленочного, но и цена существенно выше. Неисправности этих устройств отмечаются относительно редко.
Разобраться, где находится датчик положения дроссельной заслонки несложно. Это понятно, учитывая назначение и принцип действия этого устройства. ДПДЗ установлен непосредственно на корпусе дросселя, со стороны, противоположной расположению приводного механизма, изменяющего угол открытия.
Стоит подробнее изучить основные причины неисправности ДПДЗ. Выход из строя этих измерителей зависит от типа устройства. Поломки контактных датчиков обычно происходят, ввиду следующих ситуаций:
Учитывая особенности конструкции магнитно-резистивного измерителя, механические причины выхода из строя из перечисленных выше для бесконтактного устройства не актуальны. Неисправность этого элемента возможна вследствие повреждения контактов на подключениях проводов или от воздействия тока короткого замыкания на электрическую схему.
Если неисправен датчик положения дроссельной заслонки, симптомы работы автомобильного оборудования обычно следующие:
Если неисправен датчик положения дроссельной заслонки, перечисленные признаки присутствуют в различном составе и сочетаниях.
Рассматривая, как проверить датчик положения дроссельной заслонки, важно учитывать, что признаки неисправности этого устройства схожи с симптомами поломок другого оборудования. Это существенно осложняет проверку работоспособности измерителя, которую лучше проводить в автосервисе.
Для точной диагностики потребуется сканер. С помощью этого прибора подключаются к диагностическому разъему автомобиля, чтобы оценить параметры системы.
Если по результатам компьютерной диагностики выявлены ошибки с кодами P0120, Р2135, P0122, P0123 , P0220, P0222 или P0223, стоит повторно протестировать ДПДЗ при включенном зажигании. Отслеживают особенности изменения характеристик электрического тока при перегазовке на холостых оборотах коленвала ДВС.
При нажатии на педаль газа заслонка открывается, а система указывает степень открытия в процентах. При этом напряжение должно плавно увеличиваться. Наличие скачков указывает на неисправность.
В случае отсутствия сканера, ДПДЗ можно проверить мультиметром, переведенным в режим вольтметра. Первым делом тестируют устройство на наличие тока в цепи. Нормальный показатель – около 12 – 13 вольт. Если напряжение отсутствует, высока вероятность обрыва проводов или повреждения датчика коротким замыканием.
Исключив эту проблему, переходят к следующему этапу – оценке значений крайних сигналов, передаваемых измерителем. Действуют в таком порядке:
Если неисправен датчик положения дроссельной заслонки, особенно велика вероятность износа резистивной дорожки в начальной позиции, когда дроссель закрыт. Из этой точки ползунок начинает движение с момента пуска, а напыление на данном участке изнашивается наиболее активно.
Тестирование можно проводить и измерениями сопротивления.
Если отклонений характеристик не выявлено, переходят к следующему этапу. Важно убедиться, что параметры датчика при работе изменяются плавно, а не скачкообразно. Сканером скачки отследить проще, учитывая графическую зависимость. С мультиметром выявить резкие переходы также можно, хотя и несколько сложнее.
При плавном повороте дроссельной заслонки напряжение должно увеличиваться постепенно, без резкого возрастания. Перепады указывают на дефектные участки, в которых ДПДЗ работает некорректно.
Проверку мультиметром можно провести в домашних условиях. Это удобно в холодную погоду, если не хочется мерзнуть в гараже. Датчик демонтируют (порядок демонтажа описан далее), чтобы убедиться в его исправности в комфортной обстановке.
Для оценки состояния пользуются бытовым блоком питания на 5 В (подойдет зарядное устройство от смартфона). Порядок проверки такой:
Если устройство исправно, мультиметр фиксирует изменения напряжения в пределах рабочего диапазона.
Без контрольных приборов неисправность датчика положения дроссельной заслонки, только по симптомам можно определить выход из строя этого оборудования. Но такой диагноз недостаточно точен, поскольку допускает иные причины поломок со схожими признаками.
Если результаты инструментальных измерений и признаки неисправности датчика подтверждают отказ ДПДЗ, важно решить, что делать дальше. При исправном состоянии устройства, но отсутствии напряжения в питающей сети, необходимо выявить и устранить обрывы проводки, окисления или другие повреждения контактов.
Вышедший из строя датчик ремонту не подлежит. Поврежденный элемент следует заменить, купив аналогичный и установив вместо неисправного. Замену проводят следующим образом:
Важно убедиться, что после завершения замены ДПДЗ дроссельная заслонка находится в закрытом положении. Узел меняют вместе с уплотнительным кольцом, герметизирующим соединение этого устройства с корпусом дросселя.
При неравномерном наборе скорости возрастают нагрузки на трансмиссию, особенно если машина оснащена автоматической коробкой передач любого типа, приводя к неисправностям АКПП. Резкие маневры при сбоях в работе электроники, регулирующей параметры топливо-воздушной смеси, выполнять опасно. Автомобиль не всегда адекватно реагирует на действия водителя, что грозит созданием аварийных ситуаций.
Знание характерных признаков поломки ДПДЗ позволит своевременно выявить выход из строя этого элемента, обратиться в автосервис, чтобы принять меры для устранения неисправности.